Подросток и современные гаджеты. Эксперимент.

экспериментЭтот эксперимент я описываю  не первая.

А сподвигло меня снова обратиться к данной теме недавняя консультация, на которую пришли мама с дочкой-шестиклассницей.

Мама ещё по телефону объяснила, что теряет контакт с дочкой, которая и в учёбе сдала свои позиции. Так вот, в ходе беседы выясняю, что девочка практически всё время предоставлена самой себе (мама работает, папа вместе с семьёй не живёт и материально не помогает).  Практически всё время подросток проводит у компьютера, общается в социальных сетях.
На мой вопрос, а сможет ли она обходиться без компьютера или хотя бы уменьшить время пребывания в сети, девочка мгновенно выдала отрицательный ответ, добавив   «А  что я тогда буду делать?»…

К сожалению, таких ситуаций в моей практике немало : компьютер,телевизор заполняют всё или почти всё  свободное время подростка.

Последствия? Те самые, что описала мама… Потеря чувства реальности, в которой требуется выполнение каких-то обязанностей — учебных, домашних. Замена общения живого, открытого на общение виртуальное. И это виртуальное общение начинает заменять общение даже с самыми близкими людьми, отсюда непонимание, конфликты.

Вернусь к эксперименту. Прочтите. Подумайте, не происходит ли чего-то подобного с вашим ребёнком.

Вот описание  этого эксперимента, проведённого Е. Мурашовой, семейным психологом обычной детской поликлиники. Эксперимент вошёл в книгу «Любить или воспитывать?», составленную автором из эссе, описывающих будни детского психолога – со всеми проблемами детской жизни. 

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самими собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п. Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные дети чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно «не знакомы» со своим внутренним миром.
По правилам проведения эксперимента дети обязательно должны были прийти на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записав время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто — из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества. Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала своё состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этических соображений она не стала публиковать эти записи… 
Что делали подростки во время эксперимента:
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать;
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счёт);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
—мылись;
— убирали в комнате или квартире;
— играли с кошкой или собакой;
— занимались на тренажёрах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа накатался до рвоты;
— один юноша прошёл Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и ещё один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли. Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все практически сразу включили музыку или засунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента. 63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось. При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употребили словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне всё время нужно…», «слезть с иглы» и т. д.
Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены тем мыслям, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей. 
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо ещё учесть, что в эксперименте принимали участие лишь те дети, кто заинтересовался и согласился на участие…

На ту же тему
Обсуждение: 2 комментария
  1. Татьяна:

    Всё верно вы написали. И этим грешат не только дети. У меня сын и муж вроде как есть,а вроде нет. Сидят оба не вылезая всё свободное время. Это болезнь?

    • Lidiya:

      Вполне возможно, что сформировалась компьютерная зависимость, но определять это всё-таки нужно очно. Самая простая экспресс- оценка того,сформирована зависимость или нет,это посмотреть,как человек будет вести себя, если его лишить компьютера. Если появится раздражительность, агрессивность или наоборот,угнетённость, депрессивное состояние, настроение меняется, то вполне вероятно, что зависимость существует. Попробуйте об этом поговорить с мужем, и вместе спасайте ребёнка. Только при этом нужно обязательно заполнить высвободившееся время-прогулками, спортом,туризмом и т.д.. Можно просто тихонько переориентировать ваших мужчин на какую-то интересную для них деятельность. Успеха вам!

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Награды сайта
Лидия Панькова Панькова Лидия
 Проверяем готовность ребенка к школе
Всё, что должен знать дошкольник при поступлении в первый класс
 Педагогам
ped-site.ru
 Рекомендую!
детство
 Реклама
 Статистика


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.

Наш сайт в каталоге manyweb.ru

CoolSocial.net l-pankova.ru

Свежие записи
Психолог Лидия Панькова © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
WordPress SEO