Формирование временных представлений.

Формирование временных представлений у дошкольников — это формирование жизненно важных навыков, которые сопровождают человека всю его жизнь.

формирование временных представлений, дошкольникДетям уже в дошкольном возрасте важно  научиться самим ориентироваться во времени: обозначать в речи, определять, измерять время, чувствовать его длительность. Для чего это нужно?

Ребёнок учится регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия (или отсутствия) времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени в свою очередь создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Самый простой пример — это режим дня.

Сезоны или времена года, названия месяцев, дней недели, умение ориентироваться во времени суток, определять, что было раньше, что ещё только будет — это далеко не всё, чему должен научиться ребёнок.

Бывает так, что малыш и читает, и считает, и много ещё в чём разбирается, а вот формирование временных представлений идёт туговато.

Самое главное правило заключается в том, чтобы названия, обозначающие временнЫе понятия, употреблялись в вашей повседневной речи. Утром называем день, число, месяц. Можно спросить, а какое число будет завтра, или какой день недели был вчера. Не страшно, если малыш ошибётся, просто назовите правильный ответ.

В жизни любой семьи, да и самого ребёнка, есть важные события. Пусть дата этих событий (день рождения ребёнка, мамы, сестрёнки, начало отпуска или поездка к друзьям, бабушке, поход в кафе ит.д.) постоянно озвучиваются, ведётся отчёт до даты события. Считайте дни до начала весны или лета, до Нового года или начала отпуска.  На вопрос ребёнка «А сколько осталось до..?» отвечайте не конкретным числом (5…7…10 дней), а предложением «Давай посчитаем!»

 Сейчас, к сожалению, не в почёте и не в моде отрывные календари, а ведь это неплохой «тренажёр» для того, чтобы «оживить» формирование временных представлений у ребёнка. Ведь отрывая листок календаря, мы показываем, что этого дня уже нет, пришёл новый день, а может, и новый месяц. В отличие от традиционного календаря, где все даты застыли (они есть всегда!), отрывной календарь хорошо демонстрирует, что время — это не застывшее понятие.

Время — понятие абстрактное, поэтому важной задачей будет каким — то способом сделать так, чтобы ребёнок мог «почувствовать» течение времени. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность конкретных действий детей или их окружения, разнообразных видов деятельности. Игры на время (например, сложить паззлы за 5 минут, пройти лабиринт за 2 минуты  и  т.д.), соревнование  на время, выполнение задания за определённое время. Кстати, последнее не имеет никакого отношения к фразе типа «Если через 5 минут не уберёшь игрушки, то…»  Для начала ребёнок должен знать, что такое 5 минут!

Иногда родителям гиперактивных детей  я рекомендую устраивать минутку тишины. Потом две…

Формирование временных представлений дошкольника — процесс непростой и длительный. Время есть время…

Успеха вам в его познании!

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Награды сайта
Лидия Панькова Панькова Лидия
 Проверяем готовность ребенка к школе
Всё, что должен знать дошкольник при поступлении в первый класс
 Педагогам
ped-site.ru
 Рекомендую!
детство
 Реклама
 Статистика
Наш сайт в каталоге manyweb.ru Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик PR-CY.Rank
Свежие записи
Психолог Лидия Панькова © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
WordPress SEO