Детские капризы : издержки воспитания или…?

Детские капризы — явление, хорошо известное большинству родителей.
детские капризы

Фото с сайта www.viepratique.fr

В чём причина капризов? Давайте попробуем разобраться и для начала «пробежимся» по словарям.

Что такое каприз?

Как гласит этимологический словарь русского языка,

это слово позаимствовано из французского (caprice – «упрямство»), который в свою очередь взял его из итальянского, где capriccio означает буквально «козлиная манера поведения» и восходит к латинскому карга – «коза».

А в словаре синонимов находим слова одного смыслового ряда со словом каприз :

Каприз — прихоть, причуда; фантазия, дурь, блажь, фокусы, выкрутасы, вычуры, штуки (разг.); привереды (устар. разг.)

Как видим, каприз  отнесён к ряду явлений не столь уж и серьёзных.  Однако  родители дошкольников часто жалуются на капризы ребёнка,  для них это проблема, которую они не всегда в состоянии разрешить.

Что же такое каприз с точки зрения психологии?

Каприз — особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании.

Что  мы наблюдаем, когда ребёнок капризничает?

Капризка может ныть, плакать, кричать, топать ногами, разбрасывать игрушки и другие вещи, а иногда и замахнуться, а то и ударить взрослого, высказывать, что он больше никогда не будет  «пить молоко…мыть руки…есть кашу…убирать игрушки…ходить в садик…»

У некоторых детишек капризы — дело редкое,  для других — это практически хроническое состояние, и капризы случаются настолько часто, что взрослые начинают относиться к этому,  как к закономерному явлению дошкольного возраста.

Однако мнение,  что капризы обязательный «атрибут»  детства,  совершенно неправильно.

Действительно, особенности развития нервной системы ребёнка в раннем возрасте располагают к проявлению капризов. У дошкольника яркую выраженность имеют процессы возбуждения,  а это в  свою очередь приводит к тому,  что ребёнок не может справиться со своими эмоциями.

Не всегда малыш может объяснить какое-то своё желание, а тем более не может обосновать его в силу неразвитости речемыслительных процессов.

А вот крик,  плач — это тот «язык», который освоен ребёнком  с пелёнок. Именно через крик и плач малыш может заявить  о  своих потребностях : ему дискомфортно в мокрых пелёнках,  он хочет есть или пить,  у него что-то болит.

Этот механизм продолжает работать и  в более старшем возрасте. «Мои потребности не удовлетворены, я заявляю об этом,»-  в этом  скрытый смысл капризов.

О каких потребностях идёт речь?

Прежде всего о тех же самых, что и в младенчестве. Голод, жажда, усталость, холод  и жара (чаще не сами по себе, а несоответствие одежды температуре окружающей среды), дискомфорт физический, начиная с тесной обуви и заканчивая   предболезненным состоянием, утомление (переутомление) от обилия впечатлений, контактов.

Испытывая физический или психологический дискомфорт, ребёнок пытается от него избавиться, но не знает, КАК  это сделать. Тогда срабатывает тот самый усвоенный в младенчестве механизм с плачем, криком, к которым добавляются теперь ещё  и  какие-то требования.

Одна из потребностей ребёнка, да и любого человека вообще, это потребность во внимании. Это достаточно сильная потребность, поэтому её неудовлетворённость приводит к капризам, а то и более серьёзным проблемам.  Цель такого каприза — получить не игрушку или конфетку, а ваше внимание. Поэтому очень просто объяснить, что получив вроде бы только что желанную  игрушку,  ребёнок со слезами отбрасывает её и начинает просить что — то другое.

Ну и наконец об издержках воспитания, потому что самой распространенной причиной детских капризов  является неправильное воспитание,  неверно выбранная тактика поведения родителей.

Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие, всё разрешающие  действия взрослых. Ребёнок ещё не успел, как говорят, и рта открыть, а его желание уже выполнено. Чтобы не плакал, не расстраивался, дадим ему всё, что просит. Дадим то, что хочет, лишь бы не мешал. Ситуации могут быть разные, суть одна — ребёнок запросто получает то, что ему нужно. Так воспитывается привычка иметь то, что хочу. Как только на пути этой привычки возникают какие — то препятствия, рождается каприз.

Иногда родители говорят, что ребёнок капризничает только в присутствии кого — то из взрослых, чаще мамы или бабушки. Вспоминаю маму на консультации, которая рассказывала, как изводит её капризами четырёхлетний сын, но никогда капризов не бывает, если он остаётся со своей старшей десятилетней сестрой. Такая избирательность указывает как раз на то, кому нужно изменить свои взаимоотношения с ребёнком.

Ещё одной причиной капризов можно назвать противоречивые требования со стороны взрослых, когда одно и то же кем — то из взрослых разрешается, а кем — то запрещается. Непоследовательность в действиях взрослых (сегодня разрешаю, завтра — нет) — тоже причина капризов. При такой ситуации в голове у малыша просто ералаш, путаница в том, что можно, а что нельзя.

Ярким примером является поведение ребёнка, если он гостил, к примеру, в выходные у бабушки, а потом дома начинает капризничать.

Отдельно хочу сказать о трёхлетках, чей возраст принято считать кризисным. Особенностью возраста является то, что ребёнок, каким бы маленьким он нам не казался,  уже многому научился и многое может. У него возникает вполне естественная потребность действовать самостоятельно. Это нормальный  ход развития,  который  находит свое выражение в фразе «Я сам».  Я недаром выделила слово «потребность». Мы уже говорили о том, что неудовлетворённая потребность — это одна из причин капризов. Считаю, что всё, что может ребёнок делать сам, он и должен делать сам. Разрешать можно всё, что не угрожает жизни и здоровью ребёнка и окружающих.  Родители наблюдают, помогают, но никак не отбирают у ребёнка возможность развиваться.

Есть ещё одна особенность, о которой хотелось бы упомянуть. Ребёнок, освоивший «метод каприза», будет пробовать применять его в разных ситуациях и с разными людьми, ведь так заманчиво получить желаемое, лишь топнув ножкой или пустив слезу, которая мгновенно высыхает, как только цель достигнута.  Это, так скажем, проверка взрослых на прочность: устоит  — не устоит, даст — не даст. Поэтому столкнувшись с таким поведением ребёнка, не стоит идти у него на поводу.

Если про вашего ребёнка можно сказать, что он каприза, то прежде всего старайтесь понять причину, почему он так себя ведёт.

Важно  помнить, что в  любом случае, когда ребёнок капризничает, он сообщает взрослым о том, что с ним что-то не так, что — то  происходит, с чем он не может справиться, и что ему нужна помощь.

Задача взрослого — определить, что именно происходит не должным образом : болен ли ребёнок, устал или идёт привычным путём, чтобы заполучить нечто желаемое — будь то игрушка или ваше внимание.

 

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Запись на прием

Понедельник—пятница: 9.00–17.00

Звоните +79026482226

Не имею возможности ответить на телефонные звонки во время консультаций, тренингов, занятий.   Отправьте SMS, я обязательно перезвоню.

С 20.00 до 22.00 отвечаю только на электронные сообщения.

Пишите pankowaln@mail.ru

Суббота, воскресенье — выходной

 Награды сайта
Лидия Панькова Панькова Лидия
 Проверяем готовность ребенка к школе
Всё, что должен знать дошкольник при поступлении в первый класс
 Педагогам
ped-site.ru
 Рекомендую!
детство
Свежие записи
Психолог Лидия Панькова © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
WordPress SEO